Петербург рискует остаться без высокоскоростной магистрали

Петербург рискует остаться без высокоскоростной магистрали


"Питерские заметки", 12.11.2021:

Проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Петербург может остаться нереализованным или будет сдвинут на неопределенный срок. В качестве альтернативы предлагается построить выделенный грузовой ход. Вопрос обсуждается на уровне правительства, сообщает газета «Коммерсант».

Масштабный инфраструктурный проект

ВСМ Москва — Петербург рассматривалась в качестве первого в России коридора для организации пассажирских перевозок высокоскоростным железнодорожным транспортом между двумя российскими мегаполисами. Стоимость работ оценивалась в 1,4-1,7 триллиона рублей. Предпроектные проработки велись с 2006 года специалистами ОАО «Скоростные магистрали».

В соответствии с проектом, протяженность ВСМ должна была составить 659,1 километра. Максимальная эксплуатационная скорость движения пассажирских поездов могла достигать 300 км/ч, а расчетная — 350 км/ч. Благодаря маршруту время перемещения между Северной столицей и Москвой сократилось бы до двух часов 15 минут. В марте 2010 года президент РФ подписал указ № 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации».

intercity-train-g0cf708c0c_640

В октябре 2011 года ОАО «РЖД» совместно с компанией «Скоростные магистрали» представило новый проект ВСМ. Завершить строительство предполагалось до 2017 года. Спустя два года в ходе совещания о перспективах высокоскоростного железнодорожного сообщения, проходившего в Сочи, было принято решение отложить прокладку высокоскоростного маршрута между Санкт-Петербургом и Москвой.

Нереализованные инициативы Беглова

В 2019 году Александр Беглов, занимавший тогда пост врио губернатора Петербурга, совместно с генеральным директором ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым обратился в письме к Владимиру Путину с просьбой поддержать возобновление проектирования ВСМ Москва — Санкт-Петербург. В качестве аргумента чиновник отмечал, что с учетом стабильного роста пассажирских железнодорожных перевозок между двумя городами имеется большая потребность в развитии сообщения на данном направлении.

Вполне вероятно, что проявленная тогда нынешним градоначальником Петербурга инициатива исходила на волне популизма перед губернаторскими выборами 2019 года. Несмотря на полученную поддержку на самом высоком уровне, проект ВСМ так и не сдвинулся с места. Избирательный процесс в Северной столице завершился, а инфраструктурный проект фактически завис мертвым грузом, лишь изредка в СМИ появлялись упоминания о том, что ведутся некие работы в этом направлении.

Схожая ситуация произошла и с обещанным петербуржцам арт-парком «Тучков Буян», строительство которого сейчас «заморожено». Прошло уже больше двух лет с того момента, как Беглов предложил, а Владимир Путин одобрил создание на месте планируемого ранее Судебного квартала в Петербурге пространства для отдыха. С тех пор никаких существенных движений по строительству объекта нет, на проспекте Добролюбова горожане по-прежнему видят только синий забор.

Что препятствует строительству ВСМ

Среди вероятных факторов, повлиявших на отмену проекта строительства высокоскоростной магистрали Москва — Петербург, можно выделить высокую стоимость проекта, вопросы по окупаемости, потенциальные проблемы с соблюдением сроков реализации, а также сложную коррупционную обстановку в Северной столице.

Что касается рентабельности ВСМ, то одним из ключевых моментов является в данном случае отсутствие потенциального инвестора. Так, например, глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что инвестиции в столь масштабный и дорогостоящий проект могут только увеличить долговую нагрузку на ОАО «РЖД». На текущий момент «Сапсаны» фактически закрывают все потребности пассажирского движения между Москвой и Петербургом. Кроме того, они достаточно прибыльны для холдинга, при том, что по уровню сервиса и длительности поездки способны составить конкуренцию даже авиаперевозчикам.

eurostarzug-g0d2acab7e_640

Старт реализации ВСМ Москва — Петербург ожидался в 2022 году, сейчас проект находится в стадии проработки. Однако уже отчетливо видна разница в подходе Смольного и столичных властей к работе по такого рода большим проектам. Так, в Москве достаточно быстро определились, что новый вокзал будет располагаться неподалеку от действующего — Ленинградского. В августе этого года Сергей Собянин уже отчитался о планах по строительству высокоскоростной магистрали. В Северной столице решить этот вопрос оперативно не смогли.

Администрация Петербурга предлагала разместить вокзал на месте складов Кокоревых на Лиговском проспекте, однако это вызывает большое недовольство градозащитников, поскольку в таком случае под снос пойдет целый комплекс исторических зданий. Для реализации проекта ВСМ городским властям придется внести корректировки в законодательство, так как на сегодняшний день сносить здания на этом участке запрещено.

Более того, могут возникнуть трудности с транспортной доступностью вокзала, поскольку загруженность Лиговского проспекта и так достаточно высокая. С запуском ВСМ Москва — Петербург эта проблема станет еще более явной. В Смольном рассматривают строительство новой станции метрополитена «Лиговский проспект — 2», которая станет частью северо-восточного участка Красносельско-Калининской линии. Но удастся ли за счет такого решения разгрузить потенциальный пассажиропоток —неизвестно.

Транспортную сферу Санкт-Петербурга курирует вице-губернатор Максим Соколов, который до мая 2018 года занимал пост министра транспорта Российской Федерации. С недавних пор он может находиться под пристальным вниманием силовых ведомств, так как чиновники возглавляемого им направления на протяжении долгого периода времени демонстрируют некомпетентность в решении важных для города вопросов. Кроме того, СМИ предполагали, что он может быть причастен к банкротному делу АО «Метрострой».

Перспективы ВСМ Москва — Нижний Новгород

В конце августа текущего года президент РФ Владимир Путин обсудил с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным возможность реализации проекта высокоскоростной магистрали Москва — Нижний Новгород. В ходе встречи глава региона подчеркнул важность маршрута. По словам Никитина, ВСМ создаст конкуренцию авиаперевозкам. В рамках встречи отмечалось, что магистраль позволит добираться из центра столицы до аэропорта Нижнего Новгорода менее чем за два часа.

«Не могу такой глобальный вопрос не обозначить. Конечно, мы рассчитываем, что он когда-нибудь будет решен», — сказал Никитин в разговоре с президентом.

Получается, что только ВСМ Москва — Петербург сочли «нерентабельным», в то время как аналогичный проект вполне может быть реализован в ближайшие годы в другом регионе.

Отказ от строительства инфраструктурного объекта может нанести вред имиджу Санкт-Петербурга, как одному из ключевых центров страны. Безусловно, это очень затратный проект, однако он мог бы улучшить транспортное сообщение между двумя крупнейшими городами России, привлечь дополнительный пассажиропоток и снизить экологическую нагрузку на окружающую среду. Теперь же перспективы ВСМ весьма туманны, и во многом это «заслуга» губернатора Александра Беглова и его команды. Градоначальник фактически использовал проект ВСМ ради собственных политических амбиций, но не смог воплотить его в жизнь и использовать во благо петербуржцев.


Свежее:

Завершены работы по обновлению причалов «Адмиралтейство», «Летний сад»

Александр Беглов: Санкт-Петербург и Гавану объединяют общие ценности: любовь к культуре, уважение к истории и стремление к дружбе

Работы по проекту «Безопасные качественные дороги» завершаются в Якутии

Владелец среднестатистической квартиры в Уфе платит за тепло 4 482 рубля

Без горячей воды остались жители нескольких улиц Уфы

В Улaн-Удэ оштрафован нaчaльник yпpaвлeния кoмплeкcнoгo paзвития тeppитopий

Движение на Шакшинском мосту в Уфе обещают открыть вовремя

Водитель потерял управление и спровоцировал ДТП под Тверью

Циклон «Квитерия» испытает на прочность Тульскую область

Движение на Московском шоссе в Твери парализовало из-за ДТП