67 лет назад в Петербурге открыли метро. Его стройка продолжается и сейчас, но  темпы не радуют

67 лет назад в Петербурге открыли метро. Его стройка продолжается и сейчас, но темпы не радуют (16.11.2022)

Фото: kulturamgo.ru

15 ноября Петербург отметил 67 лет со дня запуска метрополитена. На сегодня подземка насчитывает 72 станции, из которых семь – пересадочные. Общая длина путей превышает 124 километра, а некоторые из станций являются одними из самых глубоких в мире. Согласно новым поправкам в Генплан, в Петербурге должны построить еще 89 станций. Однако эксперты сомневаются в том, что это вообще возможно.

Петербургское метро начали проектировать в конце 1930-х годов, а открыть первую очередь планировалось к декабрю 1942 года. Но все планы смешала война, и открыть первую очередь удалось лишь через десять лет — в 1955 году. Это была часть красной ветки от «Площади Восстания» до «Автово».

Продлевать красную ветку начали уже в 1958 году: она прошла под Невой к Финляндскому вокзалу. Развивать ее в северном направлении продолжили в 1970-е годы. Синюю ветку начали строить сразу после открытия метрополитена, и к 1961 году открылся участок «Технологический институт» – «Парк Победы». Строительство зеленой ветки началось также в 1960-е годы, а Оранжевой – в 1985 году. Самая «молодая» из них – фиолетовая — ведет отсчет с начала 1990-х. В целом к началу 1990-х в Петербурге имелось уже 54 станции и 94,21 км тоннелей.

Несмотря на сложные 90-е годы, строительство метро не прекращалось, хотя и велось довольно медленно. Так, предполагалось, что за 1994-2004 годы метрополитен вырастет вдвое за счет трех новых линий и 61 станции, однако в условиях нестабильности за это время удалось построить только шесть станций.

Начиная с 2000-х годов, стройка новых станций велась на фиолетовой, синей и зеленой ветках. Последний раз новые станции метро открывались в 2019 году – «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Сегодня ведется строительство шестой линии метро, известной как Красносельско-Калининская. Она соединит одноименные районы, и с нее можно будет сделать пересадку на синюю и красную ветки.

Согласно ближайшим планам развития метро, в 2024 году должно состояться открытие первой очереди этой линии от станции «Юго-Западной» до «Путиловской». Еще спустя два года между ними хотят открыть станцию «Театральная», а оранжевую ветку продолжить от «Спасской» до «Горного института». В целом до 2030 года в Петербурге при должном усердии должна появиться 21 станция. А этим летом власти Петербурга и вовсе анонсировали стройку 89 станций до 2050 года. Это значит, что с 2030 по 2040 годы должны быть построены порядка 44 станции, с 2040 по 2050 годы – еще 15 объектов.

102

Фото: «Сделано у нас»

Однако экспертов такие цифры скорее насмешили, чем воодушевили. Так, петербургский политолог, член Российской ассоциации политконсультантов Петр Быстров отметил, что они не соответствуют объему финансирования строительства и текущим темпам его развития. В «Ленметрогипротрансе» заявили, что планы Смольного просто нереальны, ведь даже в самые лучшие времена в городе строили по одной станции в год. А, по мнению директора СРО А «Подземдорстроя» Сергея Алпатова, даже если средства будут выделены – освоить их не представляется возможным, ведь «строить сегодня метро в Петербурге нечем и некому».

Если посмотреть на скорость ввода станций, то, скорее всего, эксперты недалеки от истины. Например, открытие трех станций, запланированное на 2024 год переносили с 2019-го. В допсоглашении, подписанном между Смольным и «Метростроем» по этому поводу, в качестве причины указывалось сокращение лимитов бюджетных ассигнований. Учитывая, что и в этом году в рамках осенней корректировки бюджета губернатор предложил срезать 17 млрд рублей, выделенных на строительство метро, не исключено, что сроки могут сдвинуться еще раз.

Различные корректировки и отказ от предыдущих планов ставят под сомнение ту скорость, с которой в Смольном собирались развивать сферу общественного транспорта Петербурга. Ведь параллельно чиновники притормозили еще один крупный проект – строительство транспортно-пересадочных узлов, которые имеет смысл возводить на новых и уже существующих станциях в целях эффективного распределения пассажиропотока и удобства пересадок с одного вида транспорта на другой. Именно такие проекты сейчас повсеместно реализуют в Москве и мировых мегаполисах, чтобы избавить города от пробок и пересадить автолюбителей на общественный транспорт.

В Петербурге сеть из 61 ТПУ предлагала построить компания «Мегалайн», которая была готова вложить в это 186 млрд рублей собственных средств. Предполагалось, что узлы вначале появятся на девяти станциях, включая «Проспект Ветеранов», «Дыбенко», «Гражданский проспект». Изначально идея чиновникам понравилась, и они заключили соглашение с компанией на ПМЭФ-2021. Однако, как и в случае с метро, планы внезапно поменялись, и проект «Мегалайн» был свернут. Впрочем, компания уже договорилась с правительством Ленобласти о строительстве узла в Кудрово. В это она вложит 60 млрд рублей собственных средств. Известно, что в состав ТПУ включат автовокзал, парковки, остановки общественного транспорта и станцию метро, которую Смольный обещает построить к 2030 году, соединив с оранжевой веткой. Стоит отметить, что сейчас ситуация с транспортом в Кудрово – удручающая. Чтобы попасть в Петербург, где работают многие жители города, приходится добираться до ближайшей станции метро – это «Дыбенко». При этом ее мощности уже не справляются с таким потоком пассажиров, что создает давки на входе.

На данный момент известно, что в следующем году власти Петербурга собираются выделить на стройку метро в Кудрово 38 млрд рублей. Однако средства поступят лишь при условии федерального софинансирования. Также известно, что уже сформированы проекты планировки территории, сейчас они проходит согласование.

Свежее:

Юбилей совета ветеранов состоялся в Ленинградской области

Коронавирус не перерос в сезонную инфекцию в осенне-зимний период

Роспотребнадзор напомнил жителям Ленобласти о важности вакцинации от гриппа