23.01.2023 12:16:49
Председатель СК России Александр Бастрыкин поручил представить доклад по информации о предстоящем сносе исторических зданий ради строительства развязки Большого Смоленского моста в Петербурге. Стало известно, что ради проекта могут снести восемь исторических домов, включая здание бывшей школы, где училась поэт Ольга Берггольц, голос блокадного Ленинграда, сообщила пресс-служба ведомства.
Альтернативный проект развязки, который предполагал возможность сохранить здание, подготовили и представили еще в феврале 2022 года при содействии экспертов бывшего состава петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), но правительство Петербурга его не рассматривало.
Городской закон №820 защищает дома, построенные до 1917 года, но ради проекта развязки Большого Смоленского моста КГИОП разрешил разобрать восемь зданий по проспекту Обуховской обороны. Градозащитное сообщество попросило пересмотреть проект и сохранить школу Берггольц, но в поправки к Генплану требования горожан не включили, несмотря на просьбы петербуржцев, в том числе – переживших блокаду, спасти здание.
В сообществе градозащитников уверены, что снос зданий ради развязки Большого Смоленского моста создаст опасный прецедент и облегчит чиновникам, лоббирующим интересы застройщиков, задачу избавить ценные участки от обременения в виде исторических зданий. Того же мнения придерживался бывший глава регионального ВООПИиК Александр Кононов – он высказывался о недопустимости сноса при наличии других вариантов. Но вскоре общество было фактически разогнано, а на место уважаемых в городе краеведов и активистов градозащиты пришли малоизвестные, но лояльные губернатору Александру Беглову люди.
Активисты, включая бывших членов ВООПИиК, пытались привлечь внимание федерального центра к риску потерять средовую застройку Петербурга и раньше. Специалисты отмечали, что попытки поделить здания на «ценные» и «не ценные» в лучшем случае приведут только к тому, что город превратится в «макет», где от зданий останутся одни фасадные стены, а в худшем и вовсе не останется никакой ансамблевой застройки.