Автор: Дарья Колмина
"Питерские заметки", 24.03.2023:
За многие столетия исследования Стоунхенджа, построенного в 2600 году до нашей эры, было выдвинуто несколько теорий о его значении и функциях. Археологи пришли к выводу, что это было "место предков", расположенное в заметном месте, как многие другие языческие святилища.
Важную роль в этом играла археоастрономия, так как памятник явно ориентирован на Солнце и указывает на точку восхода Солнца во время зимнего и летнего солнцестояний. Во многих неолитических культурах люди связывали зимнее солнцестояние с загробной жизнью и проводили в этот день поминальные ритуалы.
Недавно была выдвинута теория, что каменный памятник представляет собой подлинный астрономический календарь, идентичный современному. Хуан Бельмонте из Института астрофизики Канарских островов и его коллеги критикуют эту теорию.
Во-первых, несмотря на то, что ориентация памятника на солнцестояние весьма точна, она не позволяет использовать его как календарь. В ближайшие дни к солнцестоянию восход происходит почти в одной и той же точке, а камни задают это направление слишком грубо и не позволяют отличать, например, 22 декабря от 20.
Во-вторых, увязывание различных каменных элементов с календарем основано на игре с цифрами. Например, число 12 (по количеству месяцев) в памятнике не содержится. И наоборот, портал Стоунхенджа создан из двух камней, но число 2 не фигурирует в теории.
Таким образом, календарная теория использует только те элементы, которые поддерживают желаемую интерпретацию.
Календарная теория не соответствует мировому культурному контексту. Первый солнечный календарь, который содержал 365 дней и один дополнительный день каждые четыре года, появился только в Египте в эллинистическую эпоху, более чем через две тысячи лет после возведения Стоунхенджа.
Поэтому учёные делают вывод, что календарная теория является несостоятельной, и её авторы искажают факты в свою пользу.
Важную роль в этом играла археоастрономия, так как памятник явно ориентирован на Солнце и указывает на точку восхода Солнца во время зимнего и летнего солнцестояний. Во многих неолитических культурах люди связывали зимнее солнцестояние с загробной жизнью и проводили в этот день поминальные ритуалы.
Недавно была выдвинута теория, что каменный памятник представляет собой подлинный астрономический календарь, идентичный современному. Хуан Бельмонте из Института астрофизики Канарских островов и его коллеги критикуют эту теорию.
Во-первых, несмотря на то, что ориентация памятника на солнцестояние весьма точна, она не позволяет использовать его как календарь. В ближайшие дни к солнцестоянию восход происходит почти в одной и той же точке, а камни задают это направление слишком грубо и не позволяют отличать, например, 22 декабря от 20.
Во-вторых, увязывание различных каменных элементов с календарем основано на игре с цифрами. Например, число 12 (по количеству месяцев) в памятнике не содержится. И наоборот, портал Стоунхенджа создан из двух камней, но число 2 не фигурирует в теории.
Таким образом, календарная теория использует только те элементы, которые поддерживают желаемую интерпретацию.
Календарная теория не соответствует мировому культурному контексту. Первый солнечный календарь, который содержал 365 дней и один дополнительный день каждые четыре года, появился только в Египте в эллинистическую эпоху, более чем через две тысячи лет после возведения Стоунхенджа.
Поэтому учёные делают вывод, что календарная теория является несостоятельной, и её авторы искажают факты в свою пользу.
По информации: https://www.cambridge.org/