Климатический кризис может стать причиной заката американского востока

Климатический кризис может стать причиной заката американского востока


"Питерские заметки", 04.09.2023:

На страницах своей книги «Записки о реке» ведущий антрополог Уэйд Дэвис вспоминает, как освоение реки Колорадо в 1960-х годах помогло сформировать современную нацию.

Автор пишет, что впервые он посетил Великий Каньон в 1967 году в компании двух школьных друзей и пожилого учителя.

Сейчас, взглянув в прошлое, 1967 год оказался весьма значимым для целой группы инженеров, планировщиков и строителей. Их уверенность в способности приручить реку Колорадо, преобразить пустыню и пересмотреть водоустройство американского Запада приобрела даже религиозный характер. Дэм Глен-Каньон, построенный за десятилетие, был формально открыт первой леди США Леди Берд Джонсон 22 сентября 1966 года. По своим размерам он был поразительным инженерным достижением, бетонной арочной дамбой, превосходившей по высоте только своего брата - дамбу Гувера вниз по течению. Озеро Мид над дамбой Гувера оставалось крупнейшим резервуаром в Соединенных Штатах, но по мере того, как воды Колорадо начали распространяться по водосбору Глен-Каньона в начале 1963 года, возникла идея о водоёме, по объему чуть меньшем, чем озеро Мид, но в разы более красивом и впечатляющем.

Для Флойда Домини, человека, ответственного за строительство Глен-Каньон Дам, резервуар, который стал озером Пауэлл, был чудом в пустыне. Даже его главный конкурент, Дэвид Брауэр согласился, что Домини был хорошим человеком, даже великим американцем. Как и многие его современники, Домини считал, что любой неиспользованный природный ресурс - это упущенное богатство. Своё собственное детство он провел на небольшой ферме в Небраске во времена "Пыльной бури". Его первой работой как агента округа в сельской местности Вайоминга была помощь фермерам в строительстве земляных дамб для обеспечения водой своего двора. По его собственным словам, он стал борцом за развитие водных ресурсов. Будучи комиссаром Бюро рекультивации, который был единственно ответственным за водопользование на Западе США, Домини был не просто сторонником массовых проектов по водоснабжению, дамбам и каналам, предназначенным для приручения каждой реки.

Флойд Домини отметил свой девяностый день рождения в 2000 году, его вера в трансформирующую силу инженерии оставалась неизменной, его мечты о зелёных пустынях были живы. Но с наступлением нового тысячелетия погода изменилась. К моменту его ухода десять лет спустя весь бассейн реки Колорадо был во власти продолжительной засухи, самой суровой, которая когда-либо настигала юго-запад США за последнее время.

Беспокойство о состоянии реки Колорадо и надвигающемся водном кризисе во всем Западе привлекло исследователя обратно в Великий Каньон и стало причиной написания книги "Заметки о реке: естественная и человеческая история Колорадо".

Автор рассказал, что у него с самого начала был в голове проект небольшой книги, которую можно было бы положить в рюкзак. Вся геологическая история каньона была бы сжата в восемь страниц. "Заметки о реке" определенно не были написаны как произведение в области экологии. Это просто книга, которую я хотел бы иметь с собой, спускаясь вниз по реке Колорадо через каньон, пытаясь, все это понять, признался автор.

В 2006 году ситуация была тревожной, но даже самые настойчивые активисты и защитники природы находили успокоение в знании, что кризис, которого они так долго ожидали, будет в будущем, весьма далеком. Засуха была признана, но мало кто верил, что она продлится поколение и будет ещё в 2023 году, а её последствия станут более суровыми из-за изменения климата.

"Заметки о реке" представляли собой вызов, потому что, рассказывая историю реки Колорадо, книга выявила противоречия и структурные дефекты в фундаментальных мифах, которые двигали и поддерживали весь процесс освоения американского Запада.

Ситуация на озере Пауэлл не лучше. Его заполненность составляет всего 22 процента. В феврале 2023 года уровень водохранилища упал до 1073 метров над уровнем моря, самый низкий показатель с момента запуска Глен-Каньонской плотины в 1963 году. Если уровень воды опустится еще на 10 метров, что может легко произойти в течение года, не будет возможности производить электроэнергию, которая сегодня питает дома и предприятия 4,5 миллионов граждан. Отключение электроэнергии в Финиксе, совпадающее с двухдневной жарой, может привести к тому, что половина населения - 800 000 человек и более - обратится за экстренной медицинской помощью в больницы, предназначенные для 3 000 пациентов. Глен-Каньонская плотина станет всего лишь бетонной преградой. Поставка воды прекратится, перекроется питьевое водоснабжение более чем 25 миллионов американцев, включая большую часть проживающих в Финиксе, Лас-Вегасе, Тусоне и большей части бассейна Лос-Анджелеса.

По мере убывания воды в озере Пауэлл появляется еще одна проблема. Вся история Великого каньона - это история ветра, воды, осадков и песка. С тех пор, как шестьдесят лет назад была построена Глен-Каньонская плотина, в озеро Пауэлл каждый день поступает много песка и грязи. Общее накопление песка закопало бы Манхэттен на глубину 38 метров.

По мере уменьшения уровня озера, эта сыпучая масса образовала то, что можно было бы лучше всего описать как грязевые ледники. По мере снижения уровня озера образуется градиент, вниз по которому эти массивные накопления двигаются со скоростью 30 метров в день или даже больше, направляясь к плотине. Если они заткнут плотину, угрожая целостности структуры, единственным вариантом будет пробурить туннели у основания плотины, разрешая осадкам погубить это озеро раз и навсегда.

"Эта естественная нагрузка осадков", говорит Джек Шмидт, директор Центра по исследованию реки Колорадо при Университете штата Юта, она "не может быть заблокирована от моря вечно".

Тем временем обычные американские семьи уже сталкиваются с нехваткой, о которой в 2006 году и подумать было сложно.

Такие города, как Лас-Вегас, внедрили строгие меры по сохранению воды, ограничили поставки воды на гольф-поля, уменьшили размеры бассейнов, использовали перерабатываемую воду всякий раз, когда это было возможно. Однако, несмотря на эти усилия, Лас-Вегас по-прежнему использует в два раза больше воды, чем в среднем в США. Город сделал трехмильный туннель, который выйдет на дно озера Мид, чтобы сделать ещё одно водохранилище.

В конечном итоге то, что делают Лас-Вегас и другие города, едва ли имеет значение, так как сложнейшая проблема кроется в сельском хозяйстве. 80 процентов воды, извлекаемой из Колорадо, используется для орошения примерно 5,5 миллионов акров, большинство из которых используется для выращивания люцерны и травы для кормления скота, и не только в Соединенных Штатах. Сорго, выращенное в Аризоне, экспортируется тоннами для откорма скота в Азии и Ближнем Востоке.

Даже когда агентство по реабилитации в 2014 году опубликовало отчеты, предупреждавшие о грозящем кризисе пресной воды, крупнейшая молочная компания Саудовской Аравии, Альмарай, через свое дочернее предприятие Фондомонте, начала покупать и арендовать землю на западе Аризоны. В одном из соглашений, как сообщает The Arizona Republic, государственные власти арендовали 3500 акров земли общественной собственности компании Альмарай по шестой части рыночной стоимости. В сельской Аризоне подземные воды в значительной степени не регулируются; у кого есть деньги, тот может пробурить скважину и заявить право на воду. Таким образом, по мере иссушения домашних скважин с падением уровня грунтовых вод, аграрный гигант получил разрешение на использование глубоких промышленных скважин для извлечения неограниченных объемов подземных вод, что позволило выращивать люцерну для кормления коров.

Юта посвящает целых 68 процентов своей доступной воды выращиванию люцерны, несмотря на то, что скотоводство приносит ничтожные 0,2 процента доходов штата. В Калифорнии на производство одного миндаля требуется около 1 литра воды. Если бы американцы исключили мясо из своей диеты всего на один день в неделю, это сэкономило бы объем воды, эквивалентный всему годовому потоку реки Колорадо, что на бумаге помогло бы значительно смягчить кризис. Но это также подразумевало бы экономические потери в миллионах долларов, с годовым потреблением мяса в стране, упавшим более чем на 10 миллиардов.

В 2021 году миндаль занял первое место среди сельскохозяйственного экспорта Калифорнии, принося продажи свыше 4,7 миллиарда долларов.

Калифорния, крупнейший потребитель, имеет права на 3,1 миллиона акрофутов - столько же, сколько Аризона и Невада вместе - в значительной степени.

Прошлая зима, наконец, принесла хорошие новости для Колорадо. В верхнем бассейне реки, в горах Нью-Мексико, Юты, Колорадо и Вайоминга, рекордные снегопады зимы 2022-23 начали таять. Те, кто наблюдает за водохранилищами, сообщают, что объем весеннего стока, поступающего в озера Мид и Пауэлла, в полтора раза превышает обычное значение. В Юте Великое Соленое озеро, которое потеряло почти две трети своего объема с 1985 года, было пополнено потоком таящего снега. Эта талая вода подняла уровень озера на 1 метр выше, чем он был в ноябре 2022 года, когда достиг исторического минимума всего 37 процентов от прежнего объема. Существовала реальная опасность, что озеро исчезнет полностью в течение пяти лет. Теперь у него есть новый шанс. Сезон снегопадов не означает, что кризис пройден, или что засуха закончилась. Но, возможно, это даст перерыв, позволяющий принимать трудные решения и внедрять меры, которые требовались долгое время.

Между 1275 и 1300 годами нашей эры анасази, цивилизация, которая процветала в каньонах тысячу лет, внезапно исчезла, оставив свои города, орошаемые земли и священные сооружения. Их потомки рассказывают о времени засухи, окончании дождей. Без еды в пустыне можно протянуть две недели, без воды, возможно, всего один день. Крах анасази произошел за одно поколение. Засуха на юго-западе США сейчас продолжается уже двадцать третий год.


Внимание! Информация на сайте представлена исключительно в ознакомительных целях, не является призывом к действию. Перед применением любых рекомендаций обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Могут иметься противопоказания или индивидуальная непереносимость.