Автор: Дарья Колмина
"Питерские заметки", 06.09.2023:
Учебный год только наступил, но стоит помнить, что первые экзамены уже близко. Исследователи из Университета Базеля выяснили, что дети лучше справляются со стрессом, если они получают достаточно физической активности каждый день.
"Займитесь спортом!" - это совет, который часто слышат взрослые, жалуясь на стресс в своей жизни. Физическая активность помогает снять стресс. Но распространяется ли это также на детей? Помогает ли физическая активность им справляться со стрессом в школе?
Недавно исследовательская группа во главе с докторами Мануэлем Ханке и Себастьяном Лудига из Департамента спорта, физической активности и здоровья провела исследование воздействия физической активности на уровень стресса у детей. Их результаты были опубликованы в журнале "Наука и медицина в спорте".
В этом исследовании приняли участие 110 детей в возрасте от 10 до 13 лет, которые носили датчик для отслеживания их ежедневной активности в течение недели. Затем участников пригласили в лабораторию, чтобы выполнить задачу, вызывающую стресс, и контрольную задачу без стресса. Исследователи измерили уровень физического стресса у детей через концентрацию гормона стресса кортизола в их слюне.
"Мы хотели выяснить, делает ли физическая активность детей устойчивее", - объясняет руководитель проекта Себастьян Лудига. Результаты показали, что у участников, которые получали более часа физической активности каждый день, как рекомендует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), уровень кортизола в стрессовой ситуации был действительно ниже, чем у детей, которые были менее активны.
"Активные дети, кажется, имеют сниженную физиологическую реакцию на стресс в целом", - говорит Мануэль Ханке, главный автор исследования. Даже в контрольной задаче, которая включала незнакомую ситуацию и все равно могла вызвать беспокойство у участников, была разница в уровне кортизола у более активных и менее активных детей.
Одно из возможных объяснений этого явления может быть то, что уровень кортизола также увеличивается во время физических нагрузок, говорит Себастьян Лудига. "Когда дети регулярно бегают, плавают, занимаются альпинизмом и т. д, мозг учится связывать повышение кортизола с чем-то позитивным. Реакция организма всегда имеет когнитивный аспект: это позитивное восприятие помогает предотвратить слишком высокий уровень кортизола в ситуациях с экзаменами." Помимо анализа образцов слюны, исследователи также изучили когнитивные реакции на стрессовую задачу, регистрируя электроэнцефалограмму (ЭЭГ) участников.
Для своего исследования специалисты использовали Триерский социальный стресс-тест для детей: участники должны были прочитать рассказ с открытой концовкой, затем у них было пять минут на подготовку, прежде чем использовать свои записи, чтобы рассказать остаток истории перед жюри. Они заранее не знали, что время подготовки было умышленно ограничено, чтобы оно не было достаточным. Примерно через минуту их заметки были почти исчерпаны, но им все равно пришлось заполнить еще пять минут и на ходу что-то придумать. Затем последовала казалось бы простая арифметическая задача, в которой участников просили многократно уменьшить число в сотнях на определенное значение в течение пяти минут. Стресс в этой задаче вызван в основном ошибками, которые требуют от участника начать задачу сначала.
В контрольной задаче, которая проводилась в отдельное время, детям также пришлось прочитать рассказ, но затем они обсуждали общие вопросы о рассказе с исследователем без какого-либо давления на выполнение. В обоих сессиях исследователи регулярно брали образцы слюны до и после задач для измерения уровня кортизола.
"Займитесь спортом!" - это совет, который часто слышат взрослые, жалуясь на стресс в своей жизни. Физическая активность помогает снять стресс. Но распространяется ли это также на детей? Помогает ли физическая активность им справляться со стрессом в школе?
Недавно исследовательская группа во главе с докторами Мануэлем Ханке и Себастьяном Лудига из Департамента спорта, физической активности и здоровья провела исследование воздействия физической активности на уровень стресса у детей. Их результаты были опубликованы в журнале "Наука и медицина в спорте".
В этом исследовании приняли участие 110 детей в возрасте от 10 до 13 лет, которые носили датчик для отслеживания их ежедневной активности в течение недели. Затем участников пригласили в лабораторию, чтобы выполнить задачу, вызывающую стресс, и контрольную задачу без стресса. Исследователи измерили уровень физического стресса у детей через концентрацию гормона стресса кортизола в их слюне.
"Мы хотели выяснить, делает ли физическая активность детей устойчивее", - объясняет руководитель проекта Себастьян Лудига. Результаты показали, что у участников, которые получали более часа физической активности каждый день, как рекомендует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), уровень кортизола в стрессовой ситуации был действительно ниже, чем у детей, которые были менее активны.
"Активные дети, кажется, имеют сниженную физиологическую реакцию на стресс в целом", - говорит Мануэль Ханке, главный автор исследования. Даже в контрольной задаче, которая включала незнакомую ситуацию и все равно могла вызвать беспокойство у участников, была разница в уровне кортизола у более активных и менее активных детей.
Одно из возможных объяснений этого явления может быть то, что уровень кортизола также увеличивается во время физических нагрузок, говорит Себастьян Лудига. "Когда дети регулярно бегают, плавают, занимаются альпинизмом и т. д, мозг учится связывать повышение кортизола с чем-то позитивным. Реакция организма всегда имеет когнитивный аспект: это позитивное восприятие помогает предотвратить слишком высокий уровень кортизола в ситуациях с экзаменами." Помимо анализа образцов слюны, исследователи также изучили когнитивные реакции на стрессовую задачу, регистрируя электроэнцефалограмму (ЭЭГ) участников.
Для своего исследования специалисты использовали Триерский социальный стресс-тест для детей: участники должны были прочитать рассказ с открытой концовкой, затем у них было пять минут на подготовку, прежде чем использовать свои записи, чтобы рассказать остаток истории перед жюри. Они заранее не знали, что время подготовки было умышленно ограничено, чтобы оно не было достаточным. Примерно через минуту их заметки были почти исчерпаны, но им все равно пришлось заполнить еще пять минут и на ходу что-то придумать. Затем последовала казалось бы простая арифметическая задача, в которой участников просили многократно уменьшить число в сотнях на определенное значение в течение пяти минут. Стресс в этой задаче вызван в основном ошибками, которые требуют от участника начать задачу сначала.
В контрольной задаче, которая проводилась в отдельное время, детям также пришлось прочитать рассказ, но затем они обсуждали общие вопросы о рассказе с исследователем без какого-либо давления на выполнение. В обоих сессиях исследователи регулярно брали образцы слюны до и после задач для измерения уровня кортизола.