Автор: Дарья Колмина
"Питерские заметки", 08.09.2023:
Исследователи из Университета Линкёпинг в Швеции пришли к выводу, что люди, в первую очередь опирающиеся на собственное внутреннее чувство, чтобы определить, что правда, а что ложь, склонны больше верить в конспирологические теории. Это заключение стало результатом их исследования.
"Я думаю, что многие люди, подчеркивающие, что истина относительна, действуют из лучших побуждений. Они считают, что важно, чтобы каждый мог выразить свое мнение. Но эти результаты показывают, что такое представление может быть довольно опасным", говорит аспирантка Юлия Аспернэс с кафедры поведенческих наук и обучения в Линкёпинге.
В двух исследованиях, о которых сообщается в статье в журнале Journal of Research in Personality, она и её коллеги исследовали отношение так называемого относительного понимания истины к риску стать жертвой мошеннической информации.
В первом исследовании участвовали около тысячи шведов. В онлайн-опросе участникам предлагалось ответить на вопросы о том, каково их представление о том, что такое истина. Затем они должны были занять позицию по различным конспирологическим теориям и оценить содержание нескольких бессмысленных предложений. Исследователи также собрали информацию о факторах, которые ранее были связаны с верой во вводящую в заблуждение информацию, таких как способность аналитического мышления, политическая ориентация, возраст, пол и уровень образования.
Во втором исследовании участвовало более 400 человек из Великобритании. Здесь было расширено количество вопросов, и также была измерена степень догматичности участников и их готовность изменить свое восприятие, столкнувшись с новыми фактами. Исследователи обнаружили два типа относительного понимания истины. Один из них включает в себя тех, кто уверен, в то, что вы лично считаете правдой, является правдой, то есть истина субъективна. А другой включает тех, кто считает, что истина зависит от того, к какой культуре или группе вы принадлежите, так называемая культурная относительность.
Результаты четко показывают, что те, кто считает, что истина субъективна, склонны больше верить в конспирологические теории и поддерживать свои убеждения даже в том случае, если они сталкиваются с фактами, которые им противоречат. Они также имеют больше склонность находить глубокие послания в бессмысленных предложениях. Даже после исследования других возможных объяснений, таких как способность к аналитическому мышлению или политическая ориентация, субъективизм остается независимым фактором. Связь не была так ясна для тех, кто считает, что истина зависит от культуры, и результаты там указывают частично на разные направления.
К удивлению исследователей, сбор данных из Великобритании также показал связь между субъективизмом и догматизмом. Таким образом, человек, утверждающий, что истина является личной, может, парадоксальным образом, часто отвергать право других на свою собственную истину.
Джулия Аспернес считает, что результаты полезны при прослушивании политических дебатов, которые касаются образования. У людей могут быть разные мнения по вопросам фактов, но за этими мнениями могут скрываться фундаментальные разногласия о том, как работает мир и что вообще существует.
"У меня появилась идея, когда я слушала дебаты о том, следует ли студентам изучать фактические знания или наоборот, искать то, что они считают правдой. Казалось, что дебаты полностью противоположны взглядам на то, что такое истина, и аргументировали, что их подход - это лучший способ помочь студентам разобраться в вопросе. Несмотря на то, что наше исследование не изучало причинно-следственные связи, мы видим, что относительность истины, кажется, связана с большой верой в вводящую в заблуждение информацию. Важно помнить об этом", - говорит она.
"Я думаю, что многие люди, подчеркивающие, что истина относительна, действуют из лучших побуждений. Они считают, что важно, чтобы каждый мог выразить свое мнение. Но эти результаты показывают, что такое представление может быть довольно опасным", говорит аспирантка Юлия Аспернэс с кафедры поведенческих наук и обучения в Линкёпинге.
В двух исследованиях, о которых сообщается в статье в журнале Journal of Research in Personality, она и её коллеги исследовали отношение так называемого относительного понимания истины к риску стать жертвой мошеннической информации.
В первом исследовании участвовали около тысячи шведов. В онлайн-опросе участникам предлагалось ответить на вопросы о том, каково их представление о том, что такое истина. Затем они должны были занять позицию по различным конспирологическим теориям и оценить содержание нескольких бессмысленных предложений. Исследователи также собрали информацию о факторах, которые ранее были связаны с верой во вводящую в заблуждение информацию, таких как способность аналитического мышления, политическая ориентация, возраст, пол и уровень образования.
Во втором исследовании участвовало более 400 человек из Великобритании. Здесь было расширено количество вопросов, и также была измерена степень догматичности участников и их готовность изменить свое восприятие, столкнувшись с новыми фактами. Исследователи обнаружили два типа относительного понимания истины. Один из них включает в себя тех, кто уверен, в то, что вы лично считаете правдой, является правдой, то есть истина субъективна. А другой включает тех, кто считает, что истина зависит от того, к какой культуре или группе вы принадлежите, так называемая культурная относительность.
Результаты четко показывают, что те, кто считает, что истина субъективна, склонны больше верить в конспирологические теории и поддерживать свои убеждения даже в том случае, если они сталкиваются с фактами, которые им противоречат. Они также имеют больше склонность находить глубокие послания в бессмысленных предложениях. Даже после исследования других возможных объяснений, таких как способность к аналитическому мышлению или политическая ориентация, субъективизм остается независимым фактором. Связь не была так ясна для тех, кто считает, что истина зависит от культуры, и результаты там указывают частично на разные направления.
К удивлению исследователей, сбор данных из Великобритании также показал связь между субъективизмом и догматизмом. Таким образом, человек, утверждающий, что истина является личной, может, парадоксальным образом, часто отвергать право других на свою собственную истину.
Джулия Аспернес считает, что результаты полезны при прослушивании политических дебатов, которые касаются образования. У людей могут быть разные мнения по вопросам фактов, но за этими мнениями могут скрываться фундаментальные разногласия о том, как работает мир и что вообще существует.
"У меня появилась идея, когда я слушала дебаты о том, следует ли студентам изучать фактические знания или наоборот, искать то, что они считают правдой. Казалось, что дебаты полностью противоположны взглядам на то, что такое истина, и аргументировали, что их подход - это лучший способ помочь студентам разобраться в вопросе. Несмотря на то, что наше исследование не изучало причинно-следственные связи, мы видим, что относительность истины, кажется, связана с большой верой в вводящую в заблуждение информацию. Важно помнить об этом", - говорит она.