Светлана Мойсова борется за признание её вклада в разработку нашумевшего препарата от ожирения

Светлана Мойсова борется за признание её вклада в разработку нашумевшего препарата от ожирения


"Питерские заметки", 10.09.2023:

Весной 2021 года Светлана Мойсова была потрясена новостью: престижная биомедицинская премия Canada Gairdner International Award была вручена троим ученым за их работу, лежащую в основе препаратов от диабета и ожирения, которые в последние годы стали чрезвычайно популярными. "Я была действительно расстроена", вспоминает химик из Рокфеллеровского университета Мойсова.

Премия Гарднера стала третьей за 4 года, когда одну и ту же троицу ученых - Джоэла Хабенера из Массачусетской общей больницы (MGH), Даниэля Друкераa из Университета Торонто и Йенса Юла Холста из Университета Копенгагена - наградили за исследования, начавшиеся в 1970-х и 1980-х годах по глюкагон-подобным пептидам.

Эти исследования выявили глюкагон-подобный пептид-1 (GLP-1) как гормон, вырабатываемый желудочной тканью, который вызывает высвобождение инсулина в поджелудочной железе. Препараты, имитирующие действие GLP-1 и называемые агонистами GLP-1, позже стали «бестселлерами», принося миллиарды долларов и преобразив лечение диабета и ожирения. Они являются первыми препаратами, которые, по-видимому, безопасно и последовательно приводят к заметной потере веса, и в прошлом месяце было объявлено, что они способны предотвращать сердечные заболевания, связанные с ожирением. Миллионы людей принимают их, и уже начались разговоры о возможной Нобелевской премии.

Однако этот оптимистичный научный рассказ упускает важную деталь - саму Светлану Мойсову. Она также работала в MGH в 1980-х годах и опубликовала первые ключевые статьи о GLP-1. Позже ей пришлось бороться, чтобы ее добавили в важные патенты, изначально не признавшие ее соавторство.

И все же карьера Мойсовой развивалась иначе, чем у троих мужчин. Она никогда не руководила своей лабораторией или не получала постоянного финансирования. Она публиковалась гораздо реже. Будучи замужем за знаменитым иммунологом, она предпочла сбалансированный подход, часто помогая молодым коллегам продвигаться в своей работе, оставаясь при этом вне научного прожектора.

Мойсова, о которой ее друзья постоянно говорят как о "не рекламщике", сейчас борется за поправки в записях. Ее друг-химик подал запрос на корректировку в The New York Times после того, как длинная статья об исследованиях GLP-1 в прошлом месяце не упомянула ее. Другая коррекция появилась в Cell после того, как она выразила возражения по поводу эссе 2021 года о GLP-1, которое поставило ее на второй план.

История Мойсовой ставит ряд сложных вопросов о научном процессе, включая то, как распределяется заслуга и как принимаются решения о наградах. Многие ученые в области ожирения и диабета, включая тех, которых поздравляют за исследования GLP-1, выражают беспокойство из-за ее практически полного отсутствия в этой истории.

Но немногие выступили в ее защиту. "Я думаю, это вопрос честности", - говорит Мойсова, которой сейчас за 70.


Внимание! Информация на сайте представлена исключительно в ознакомительных целях, не является призывом к действию. Перед применением любых рекомендаций обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Могут иметься противопоказания или индивидуальная непереносимость.