Как отказаться, если не хочется

Как отказаться, если не хочется

Перед прочтением обязательно подпишитесь на наши новости ВКонтакте:
Подписаться

Специалисты сообщили, как можно отказаться, если вам не хочется выполнять какую-то просьбу. По словам экспертов, научиться говорить «нет» людям при желании может каждый человек, пишут «Питерские заметки».

Часто именно страх не позволяет отказываться от того, чего не хочется делать. Психологи советуют не обманывать себя и окружающих и просто честно ответить, что вы не хотите делать то, о чём вас просят — без каких-либо отговорок. Это поможет вам решить проблему быстро.

Не делайте то, что вам не интересно

Каждый человек имеет свободу выбора — и никто не вправе заставлять кого-то что-то делать. Скажите «нет» всему, что вас не интересует — причём лучше делать это сразу, чтобы у тех, кто обращается к вам с просьбой, не появилась привычка.

3

Иногда у вас слишком много различных дел или вы просто не заинтересованы в реализации проекта, над которым вас попросили поработать. У вас может не быть выбора, но если вы решите отказать, как вы это сделаете таким образом, чтобы не оскорбить просящего человека? 

Как вы можете избежать ярлыка «некомандный игрок» или «с ним трудно работать?»

Что говорят эксперты

Для большинства из нас сказать «нет» — неестественно. Вы чувствуете себя паршиво, разочаровывая коллегу, испытываете вину за то, что отказываете своему начальнику, и нервничаете, отказываясь от просьбы клиента.

«Вы не хотите, чтобы вас воспринимали плохо», — говорит Карен Диллон, соавтор книги «Как вы будете измерять свою жизнь?». «Вы хотите, чтобы вас воспринимали как командного игрока».

  • Проблема в том, что согласие работать над слишком большим количеством заданий и участие в слишком многих проектах оставляет вас опустошенным и обессиленным. 
  • «Умение говорить «нет» жизненно важно как для вашего успеха, так и для успеха вашей организации — но это не делает ситуацию легче», — говорит Холли Уикс, автор книги «Неспособность общаться».

Люди говорят: «Нет хорошего способа сообщить плохие новости». Но есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы разговор прошел как можно лучше». Вот несколько советов.

Оцените просьбу

Прежде чем ответить «нет», Диллон советует сначала оценить просьбу, определив, насколько она интересна и привлекательна. Затем стоит выяснить, действительно ли вы сможете помочь. 

«Подумайте, какие задачи у вас  уже есть, можно ли переставить приоритеты или может ли коллега помочь вам в других ваших проектах», — говорит она. «Не говорите «нет», пока не будете уверены, что вам это не нужно».

  • Оценка не должна быть сольной. Вы можете рассказать просящему человеку о вашей рабочей нагрузке, чтобы он мог помочь вам оценить масштаб и объем того, о чем он просит. 
  • Вы должны понимать, например, является ли эта просьба мелочью, которая не займет много времени, или это долгосрочный проект, а также знать, насколько это важно.
  • Цель состоит в том, чтобы вы поняли, сколько будет стоить ваш отказ другому человеку, а вашему коллеге нужно понять последствия того, о чем он просит.

Будьте откровенны

Если вы понимаете, что у вас нет ни желания, ни возможности помочь, то вам нужно отклонить запрос и быть честным в отношении ваших причин. 

  • Слишком часто люди скрывают реальную причину, по которой они говорят «нет», потому что считают ее слишком грубой. 
  • Но самоуничижительные объяснения неубедительны и в них сложно поверить — они кажутся неискренними.

Чтобы ограничить разочарование, откровенно объясните, почему вы говорите «нет». Если вам бросают вызов, оставайтесь спокойными и ясными. 

Диллон рекомендует описать вашу рабочую нагрузку, сказав что-то вроде: «Я не смог бы сделать работу в вашем проекте хорошо, и моя другая работа пострадает».

Предложите спасательный круг

Чтобы поддерживать хорошие отношения с человеком, от которого вы отказываетесь, важно «признать другую сторону», — говорит Уикс. 

Будьте чуткими. Будьте сострадательны. 

  • Она предлагает сказать что-то вроде: «Я понимаю, что, сказав «нет», я верну это работу в ваши руки». Другой человек, возможно, не будет доволен вашим ответом, но он сможет смириться с этим.
  • Диллон предлагает предложить спасательный круг, спросив, есть ли «небольшие способы помочь» в проекте. Возможно, вы сможете посещать мозговые штурмы, читать первые наброски или просто выступать в роли первого слушателя. 

Даже говоря «нет», вы хотите «передать командный дух», — говорит она. 

Если вы не можете предложить небольшие услуги, не забывайте о поведении на рабочем месте. Если вы говорите, что слишком заняты, чтобы помочь, не уходите домой раньше других и не болтайте много, отдыхая у кулера для воды.

Не будьте злым, но и не будьте заискивающими

4

«То, как вы говорите «нет», также важно», — говорит Диллон. «Не заставляйте другого человека чувствовать себя плохо из-за того, что он просит вас о помощи».

Следите за своим тоном и языком своего тела. Не топайте ногой и не используйте выражения лица, чтобы выразить нежелание или уныние. Стремитесь к нейтральному нет.

  • Также важно, чтобы вы не оставляли своего коллегу с ложной надеждой, что ваше «нет» может в конечном итоге превратиться в «да».
  • Существует огромное искушение смягчить «нет», чтобы получить лучший ответ. Но когда ваше «нет» неохотно, гибко и податливо, создается впечатление «возможно, я передумаю», и это побуждает вашего коллегу продолжать настаивать.

В то же время разумно заявить что, хотя ответ может быть «нет» сегодня, все может измениться в будущем.

Отрегулируйте свои ожидания

Даже если вы выполните все вышеуказанные шаги, вам следует подготовиться к отрицательной обратной связи. Ваш коллега или клиент может быть расстроен и даже может начать конфликт. 

Вы можете влиять на то, как реагирует другой человек, но вы не можете контролировать его.

  • Специалисты предлагают скорректировать свои ожидания в зависимости от того, чего вы надеетесь достичь. Вы не можете угодить всем. «Не рассматривайте это как выбор между конфронтацией и сохранением отношений», — говорит Уикс.
  • Диллон соглашается, отмечая, что вы не должны слишком много думать о первоначальной реакции просящего. «Он чувствует себя разочарованным. Но это не может быть личным. Не думайте, что он будет злиться на вас три недели».

Практика

Чтобы научиться лучше говорить «нет», Диллон предлагает потренироваться произносить это вслух — в одиночку, за закрытыми дверями или с доверенным другом или коллегой.

  • Прислушайтесь к себе. Ваш тон должен быть ясным, а ваше поведение — дипломатичным. Вы хотите сказать «нет» таким образом, чтобы люди уважали вас.
  • Сказать «нет» — это навык, который вы можете выучить, и в конечном итоге это станет легче. Подумайте обо всех людях, которые должны говорить «нет», — адвокатах, полицейских, судьях. Они делают это с достоинством. И они несут ответственность за это независимо от чувств, которые испытывают.

Что нужно помнить

Что нужно делать:

  • Оцените, есть ли у вас желание и возможность, чтобы помочь с просьбой, и спросите, можно ли сместить приоритеты или найти компромисс
  • Покажите готовность внести свой вклад, спросив, есть ли небольшие способы, которыми вы можете быть полезны для проекта
  • Тренируйтесь говорить вслух — со временем это станет легче

Чего делать не стоит:
 

  • Использовать резкий или нерешительный тон и не быть вежливым. Вместо этого стремитесь к устойчивому и ясному «нет»
  • Скрывать реальную причину, по которой вы говорите «нет». Чтобы ограничить разочарование, назовите весомые причины
  • Искажать свое сообщение или действовать неуверенно. Будьте честны и убедитесь, что ваше «нет» понято
Ваш комментарий:

Пульс дня:












Внимание! Информация на сайте представлена исключительно в ознакомительных целях, не является призывом к действию. Перед применением любых рекомендаций обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Могут иметься противопоказания или индивидуальная непереносимость.