Автор: Дарья Колмина
"Питерские заметки", 26.10.2021:
Компания «Метрогипротранс» направила письмо в Смольный с официальным предложением о сотрудничестве при строительстве Орловского тоннеля под Невой, сообщила «Фонтанка». Ранее макет тоннеля был продемонстрирован компанией в рамках форума транспортной инфраструктуры, проходившего в период с 18 до 20 октября в Петербурге. На мероприятии к стенду компании подошел и профильный вице-губернатор Максим Соколов.
В прошлом «Орловский тоннель» являлся его «детищем», из-за которого Соколов подвергался критике, а город понес убытки. В начале нулевых чиновник возглавлял комитет по инвестициям и стратегическим проектам, при нем проект «Орловского тоннеля» смог получить статус стратегического инвестпроекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде льгот на выделение земель и право их выкупа, уплату аренды и доступ к бюджетному софинансированию. Банк «Санкт-Петербург» обеспечил банковской гарантией обязательства «Невской концессионной компании» (НКК, выбранный подрядчик для строительства тоннеля). В 2010 году фирма, которую в СМИ связывали с бизнесменом Виталием Южилиным и холдингом First Quantum, смогла без конкурса получить право на заключение концессионного соглашения и строительство тоннеля.
В 2012-м администрация губернатора Георгия Полтавченко расторгла соглашение с НКК, сочтя проект слишком дорогим, а также из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации. Не помогла амбициозному проекту и прямая поддержка со стороны Соколова, который уже тогда перешел на пост главы Минтранса.
За отказ от проекта городу пришлось выплатить НКК около 1,2 млрд рублей за понесенные расходы в связи с началом работ и затраты на проходческий щит. В СМИ отмечали, что выплата денежных средств компании могла носить необоснованный характер, так как не публиковались аудиторские данные о реальных тратах, а сам щит никто не видел. В связи с этим высказывались предположения, что могла быть реализована «теневая финансовая схема», участниками в которой были Южилин, Соколов и связанные с ними лица. При этом самого Соколова обвиняли в лоббизме интересов холдинга First Quantum. В результате тоннель так и не был построен, хотя и стал причиной серьезных убытков для города.
На сегодняшний день вероятность реализации в рамках государственно-частного партнерства проекта «Орловского тоннеля» достаточно высока. Учитывая, что интерес к нему вновь проявили те, кто лоббировал его строительство ранее. Исходя из опыта строительства крупных инфраструктурных объектов, очередной ГЧП-проект может стать еще одним удобным инструментом по выводу бюджетных денег в частный сектор в виду закрытого характера соглашений о государственно-частном партнерстве. Ранее на эту проблему обращал внимание депутат ЗакСа Петербурга Борис Вишневский.
Напомним, на нереализованный проект по состоянию на 2012 год было потрачено 3 млрд. рублей - 1,5 млрд из федерального бюджета и еще 1,5 млрд - из городского. С 2018 года речь снова зашла о его возрождении, на этот раз затраты на «Орловский тоннель» оцениваются в 40 млрд. рублей, построить его рассчитывают за 3,5 года.
В прошлом «Орловский тоннель» являлся его «детищем», из-за которого Соколов подвергался критике, а город понес убытки. В начале нулевых чиновник возглавлял комитет по инвестициям и стратегическим проектам, при нем проект «Орловского тоннеля» смог получить статус стратегического инвестпроекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде льгот на выделение земель и право их выкупа, уплату аренды и доступ к бюджетному софинансированию. Банк «Санкт-Петербург» обеспечил банковской гарантией обязательства «Невской концессионной компании» (НКК, выбранный подрядчик для строительства тоннеля). В 2010 году фирма, которую в СМИ связывали с бизнесменом Виталием Южилиным и холдингом First Quantum, смогла без конкурса получить право на заключение концессионного соглашения и строительство тоннеля.
В 2012-м администрация губернатора Георгия Полтавченко расторгла соглашение с НКК, сочтя проект слишком дорогим, а также из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации. Не помогла амбициозному проекту и прямая поддержка со стороны Соколова, который уже тогда перешел на пост главы Минтранса.
За отказ от проекта городу пришлось выплатить НКК около 1,2 млрд рублей за понесенные расходы в связи с началом работ и затраты на проходческий щит. В СМИ отмечали, что выплата денежных средств компании могла носить необоснованный характер, так как не публиковались аудиторские данные о реальных тратах, а сам щит никто не видел. В связи с этим высказывались предположения, что могла быть реализована «теневая финансовая схема», участниками в которой были Южилин, Соколов и связанные с ними лица. При этом самого Соколова обвиняли в лоббизме интересов холдинга First Quantum. В результате тоннель так и не был построен, хотя и стал причиной серьезных убытков для города.
На сегодняшний день вероятность реализации в рамках государственно-частного партнерства проекта «Орловского тоннеля» достаточно высока. Учитывая, что интерес к нему вновь проявили те, кто лоббировал его строительство ранее. Исходя из опыта строительства крупных инфраструктурных объектов, очередной ГЧП-проект может стать еще одним удобным инструментом по выводу бюджетных денег в частный сектор в виду закрытого характера соглашений о государственно-частном партнерстве. Ранее на эту проблему обращал внимание депутат ЗакСа Петербурга Борис Вишневский.
Напомним, на нереализованный проект по состоянию на 2012 год было потрачено 3 млрд. рублей - 1,5 млрд из федерального бюджета и еще 1,5 млрд - из городского. С 2018 года речь снова зашла о его возрождении, на этот раз затраты на «Орловский тоннель» оцениваются в 40 млрд. рублей, построить его рассчитывают за 3,5 года.